5 нояб. 2017 г.

Бог в ГУЛАГе: почему КГБ боялось священников?

Наша эра насчитывает много случаев и держав, которые пытались искоренить христианскую веру на своей территории. Все началось с Римской империи и полностью не заканчивалось никогда. Однако, среди всех примеров, попытки СССР уничтожить христианство считаются одними из самых решительных в истории - почти такими же, как в языческом Древнем Риме.

Начиная с Карла Маркса, коммунисты считали религию враждебной их собственной идеологии. Чтобы создать свое "идеальное общество" на земле, коммунистам нужно было искоренить веру в Бога, которая называла такое общество невозможным.

Христианство учит, что только Бог является совершенным, и, что искупление и исправление мира могут быть достигнуты только через Христа и Воскресение. Христианская доктрина первородного греха оставалась в решительной оппозиции взгляду, отстаиваемому советским правительством, что, человечество может исправить само себя - нужно только соответствующее руководство. Более того, христиане, так же, как и первые Апостолы считали, что закон Божий стоит выше социалистического дела, и в первую очередь нужно слушаться Бога, а не людей. Они выступали против советской идеологии, которая, наоборот, ставила общество выше человека.

Митрополит Сергий, который был заключен в тюрьму в 1920-е годы, говорил: «Не пытаясь примирить непримиримое, и, не приспосабливая притворно нашу веру к коммунизму, и мы остаемся тем, что мы есть - то есть членами традиционной Церкви».

Чтобы устранить христианский компрометирующий элемент в обществе, советское правительство организовывало атаки, которые проникали в каждый слой христианской жизни. Даже когда большевики еще только укрепляли свою власть, церкви уже были закрыты, над священниками издевались, а верующих арестовали.

Советское правительство использовало законы, запугивание и пропаганду для подавления христианских убеждений и практики. Первым юридическим ударом по вероисповеданию был акт 1918 года, который, в частности, оставил церкви вне закона и запретил им совершать денежные операции и владеть имуществом.

Следующий закон о религиозных объединениях 1929 года наложил еще больше ограничений на христиан. Закон запретил евангелизм, печатание религиозной литературы, пожертвования на религиозные цели и участие детей в религиозных собраниях. Религиозные организации не могли спонсировать или проводить какие-либо общественные мероприятия, а людям разрешалось посещать религиозные собрания только на определенном расстоянии от дома.

Христиане сталкивались с регулярными «расследованиями, допросами, понижениями в должности и увольнением с работы, также отчислениями из университетов и препятствованием богослужениям». Верующих регулярно позорили и обвиняли в спекуляции, в развращении несовершеннолетних, гомосексуализме и других преступлениях. В добавок, обязательным было атеистическое образование всей молодежи.

Как и в римские времена, наказание за христианскую веру в СССР было суровым, таким же как за убийство, а методы обвинителей жестокими и грязными. Арестованные верующие ждали суда месяцами - в переполненных камерах, с крысами, вшами и клопами, иногда в грязной воде до лодыжек. Многие христиане в КГБ подвергались допросам и пыткам, включая кастрацию, электрический стул, тюрьму, заключение в психиатрические больницы и причинение вреда членам семьи. В тюрьме следователи часто пытались убедить христианских заключенных отречься от веры или предать друг друга.

В 1930-е годы советская система лагерей  в 25 раз превышала размером нацистскую, а вероятность попасть под расстрел у рядового советского человека была в 700 раз выше, чем у его немецкого современника. Варлам Шаламов, который провел в ГУЛАГе более двенадцати лет, сравнивал лагерь с адом, тут же признавая, что они хуже ада. В аду наказывают грешников, там аду мучаются виновные. Библейский ад — торжество справедливости. ГУЛАГ же — торжество абсолютного зла.

В то же время, с нападением фашистской Германии на советскую землю, в храмах оккупированных территорий возрождалось богослужение. Потому, было совсем не удивительным, что во многих местах люди были рады даже чудовищному гитлеровскому режиму.

Еще в начале 1930-х Сталин четко заявил, что "Бог должен быть изгнан из России в течение пяти лет". Однако, борьба с христианами продлилась гораздо дольше. Как и в Римской империи, борьба закончилась крахом СССР, а христианство не только не исчезло, но даже не было заметно ослаблено.

Вскоре после начала арестов за колючей проволокой ГУЛАГа началось пробуждение. Оно стало адом для советских спецслужб, который никто из них мог остановить. Как и в библейские времена в Египте, любые их действия только усложняли их положение.

Заключенные верующие вызывали восхищение у собратьев по несчастью. Не было людей, которые держались бы так достойно и стойко, так... свободно, как христиане. Варлам Шаламов в своих "Колымских рассказах" называет их "религиозники". Он вспоминает: «Более достойных людей, чем религиозники, в лагерях я не видел. Растление охватило души всех, и только религиозники держались». А Г. Херлинг-Гудзинский говорит: «Надежда религиозников была иной, возвышающейся над простым счетом дней, месяцев и лет; она достигала свободы, до которой не могли добраться их палачи».

В отчетах КГБ по поводу заключенных в колониях, "сажать пасторов в тюрьмы" называется ошибкой - потому что там, куда их заключали или ссылали, сразу же начиналось пробуждение. А когда в КГБ думали, что убийство христианских лидеров в колонии решит проблему, то оказывалось, что множество новообращенных последователей тут же занимали их место, становясь новыми лидерами (Уильям Флетчер, книга «Советские харизматы»).

Это означало, что пробуждение распространялось по всей территории, в каждой зоне, на каждых выселках, куда бы они ни пошли. В КГБ не считали новообращенных верующих в тюрьмах, но количество христиан в 1950-х годах указывает на то, что "Пробуждение за решеткой", возможно, было крупнейшим из трех основных пробуждений с момента возникновения Советского Союза.

Первое пробуждение произошло в 20-е годы, незадолго после Октябрьского большевицкого переворота, но второе было небывалым по силе - оно произошло в тюрьмах и местах ссылки. Третье было в 1950-х, когда Хрущев возглавил Советский Союз, и 90% заключенных были освобождены, включая повидавших многое, закаленных служителей того времени.

Все "уверовавшие за решеткой" вернулись домой, неся с собой Евангелие в разные уголки страны. Как свидетельствуют документы КГБ, огонь пробуждения, который невозможно было остановить, разгорался по всему СССР. В это время в общинах, за которыми КГБ вело слежку, спецслужбы насчитали более 1,3 млн новообращенных верующих.

По материалам Александры Хейвуд "God in the Gulag: Christianity’s Survival in Soviet Russia"