Издавна этот остров был гнездом демонов; но присутствие Апостолов палило их как
бы огнем, и мучимые взывали: «ученики Назорянина пришли сюда и гонят нас ».
Обитатели острова и окрестных мест, услышав о том, стекались к Апостолам и
приводили к ним больных, одержимых злыми духами и разного рода недугами. Проповедники
же истины поучали народ, просвещали умы людей учением Божественным, многих из иудеев
и язычников обратили в христианство, а бесноватых совершенно исцелили возложением
на них рук.
Один из Апостолов, Матфий, отплыл в город по некоторому делу. Там неверующие,
с некоторыми из иудеев, схватили его и заключили в темницу, с намерением умертвить
его на следующий день. В ту же ночь извещенный свыше о том, блаженный Андрей
поспешил в город, которого врата и двери самой темницы отверзлись сами собою.
Когда Апостол вошел в оную, внезапно упали цепи с рук и ног не только Матфия,
но и прочих узников. Освобожденные узники уверовали в Господа Иисуса. Апостол велел
им семь дней скрываться в некоторой пещере, отстоящей от города на семь стадий,
по близости коей росло множество смоковниц, обремененных плодами. Здесь Апостол
поучал их, а на восьмой день, после принятия ими св. крещения, отпустил их,
заповедав о сохранении во всей чистоте принятой ими веры.
Однажды собрались вместе проповедники истины, приветствовали друг друга, и
будучи соединены всегда верою и любовию, мыслию и чувствами, разошлись в разные
стороны для проповеди. Блаженный Петр, взяв Гаия и некоторых братьев,
отправился на запад; блаженный же Андрей, с Матфием и прочими учениками,
направил стопы к странам востока. В городе Мисонов, лежащем близ берегов Понта,
он остановился в доме некоего еврея, по имени Доментия. Апостол с учениками
вошел в синагогу и, проповедуя слово истины, доказывал из Писания, что Господь Иисус
Христос есть Сын Божий. В синагоге, восстали против Апостола некоторые из еретиков,
называвшихся иродианами, и утверждали, что Ирод был Христос, который,
низвергнув первосвященника Гиркана, сам облекся в сан сей, и, будучи царем,
одержал над врагами знаменитые победы. Апостол же заграждал уста противникам,
говоря им, что Ирод был иноплеменник, вероломный убийца жены и детей, сосуд беззакония.
Другие доказывали, будто Иоанн был Христос, так как он происходил от колена Иудина
и был сын священника. Апостол отвечал им, что он сам был учеником Иоанна, когда
сей проповедывал крещение покаяния. «Я слышал из уст его свидетельство о Иисусе:
се Агнец Божий, берущий [на себя] грехи мира, — и я три года следовал за Господом,
когда Он проповедывал о Царствии Божием, исцеляя разного рода больных и расслабленных,
доколе, по зависти первосвященников, не был предан Пилату на смерть; Его
распяли, погребли, но Он воскрес в третий день, вознесся на небо со славою, и
паки приидет судить живых и мертвых, и воздаст каждому по делам ».
Поучая таким образом в синагоге, св. Апостол, по выходе из нея, встретил людей,
которые привели множество больных. Блаженный приказал им придти на другой день,
а сам возвратился в дом вместе с учениками, которых имена суть следующие: Фаддей,
Матфий, Тихик, Евстафий, Евод, Симеон, Агапит и Доментий. Все они питались хлебом
и водою раз в день, спали на голой земле, и после кратковременного отдохновения,
возставали для славословия. На другой день собрались больные, и осененные
крестным знамением блаженнаго Андрея совершенно исцелились. Удивленные чудесами
приносили пожертвования, состоявшие из необходимых вещей, но Апостол раздавал их
неимущим. И уверовали многие в Господа Иисуса Христа и крестились во имя Святой
Троицы.
Блаженный Апостол стоял непрестанно на возвышенном месте в виду всех, поучая
людей, которых число день ото дня более и более увеличивалось (св. Андрей был роста
высокого, вид имел величественный, глаза выразительные, брови, волосы и бороду
весьма благолепные). Часто, окруженный бесноватыми, он исцелял их одним словом,
а больных посредством возложения рук; расслабленных приказывал окропить водою,
которая испорченному телу мгновенно сообщала нежность младенческого тела; а слепые
от одного прикосновения пальцев святого получали зрение. Все удивлялись чудесам
блаженного, но более — кротости и смирению его и словам Божественной мудрости.
Число верующих увеличивалось, за что блаженный Апостол каждый вечер, утро и
полдень, или, лучше сказать, беспрестанно воссылал хвалу Богу.
В это время св. Андрей устроил церковь, при помощи новозванных верных,
соорудил алтарь и поставил священников и диаконов. Крестились же не одни бедные,
но и богатые вельможи, отцы и матери, иудеи и язычники. Еще тогда обладатели
царства Римского Тиверий кесарь, Гаий и Клавдий не препятствовали исповеданию
имени Христова.
Церковь, сооруженная во имя Пресвятой Богородицы и доселе всем известная,
приводила многих в восторг. Апостол поучал их молитве и славословию, последованию
св. литургии; заповедал верным, чтобы молящиеся становились лицем к востоку, на
коленах, пели псалмы, постились и бодрствовали, не читали языческой мифологии,
а занимались св. Писанием, чтением Моисея и других пророков, и соблюдали все Апостольские
постановления без всяких изменений, как установления Божественные. Так проповедывал
блаженный Андрей и просвещал жителей городов и селений Понта и утверждал их в вере
в Господа Иисуса. Проповедь его гремела повсеместно и, окрыленный силою
Божественной благодати, он посещал города и села, поучая всех слову
Божественному.
Св. Апостол посетил Трапезонт, город, лежащий в земле Мингрельцев, и после
краткого там пребывания, заметив грубое невежество жителей, отправился в Карталинию.
Там, находясь долгое время в городах ее: Ниглие, Кларджете и Артапанколосе,
просветил многих св. крещением.
Отселе св. Андрей отправился в землю Парфян, или в Сомхетию, и потом прибыл в
Иерусалим на праздник Пасхи. Ежегодно двенадцать Апостолов собирались в Иерусалим
и, в присутствии Пресвятой Богородицы, совершали Пасху. После же праздника,
Андрей, с братом своим Петром и Иоанном Зеведеевым, с Филиппом — одним из двунадесяти,
Варфоломеем и Филиппом из семи диаконов, пошли в город Антиохию сирийскую,
называемую городом Божиим. Там остался Петр.
Другие Апостолы разошлись по разным городам для распространения проповеди.
Филипп из двенадцати с Варфоломеем отправился в верхнюю Фригию, Ликаонию и
Писидию. Филипп из семи диаконов после крещения, совершенного им над евнухом царицы
Кандакии, посетил Кесарию палестинскую. Андрей же и Иоанн прибыли в город Ефес,
и жителей оного поучали слову жизни. Здесь явился блаженному Андрею Господь наш
Иисус Христос и сказал ему: «Спеши немедленно в Вифинию, не бойся; — Я с тобою,
доколе шествуешь; еще же земля Готов ожидает тебя». Сие видение блаженный
Андрей пересказал Иоанну Богослову и, простившись с ним, пошел с учениками
своими в Лаодикию, а оттоле в мисийский город Одис, где поставил епископом одного
из учеников своих, по имени Аппиона. Отселе, горами Олимпийскими, достиг до обширного
селения вифинийского Никеи. (В это время Никея не была городом, но впоследствии
оградил и распространил ее царь Траян). Блаженный Андрей посетил Никею, проповедуя
Христа и умоляя живших там иудеев и язычников, чтобы приняли учение Христово;
но они были горды, вероломны и полны лжи, а потому и проповедь Апостола
сопровождали смехом и поруганиями. В этом селе евреи имели синагогу, а у
язычников стоял идол Аполлона губителя, который поражал людей злыми чарами,
лишавшими их дара слова и чувства слуха. Апостол говорил им, что если не примут
веры Христовой, то они не освободятся от болезней и беснования; но они по-прежнему
оставались в заблуждении.
Недалеко от села возвышается каменная гора, на которой скрывался огромный змий,
пожиравший путников. Узнав о том, Апостол в сопровождении двух учеников своих,
имея в руках железный жезл, с изображением животворящего Креста, пошел сокрушить
змия и, с свойственною ему неустрашимостью, жезлом сокрушил главу змию. Многие
из слышавших об этом дивном деле уверовали в Господа Иисуса. Когда Апостол возвратился
в Никею, жители умоляли его, дабы избавил их и от восьми страшных разбойников,
которые скрывались в недоступной пещере и производили убийства; из них двое
были одержимы злыми духами. Св. Андрей внял мольбе народной. Бесноватые встретили
его громкими восклицаниями; но от заклинания Апостола бежали злые демоны.
Освобожденные с благоговением пали к ногам его; прочие же разбойники, видя
столь необыкновенное чудо, бросили свои оружия и смиренно поклонились Апостолу
Христову. Тогда блаженный, голосом, исполненным любви и кротости, сказал им:
«О, люди! убегайте зла, и чего сами себе не желаете, не делайте другим; уразумейте,
что есть Бог на небесах, Создатель и Промыслитель, который видит все и каждому
воздаст по делам. За чем же убиваете людей, похищаете чужое имущество? Бог одарил
вас здравием и имуществом для того, чтоб вы сами трудились, и не нуждались ни в
чем. Наипаче же сами подавайте нищим. Отныне удаляйтесь от дел злых и нечистых,
и возвратитесь в свои домы, дабы приобрести Божию милость и благосклонность от царей
и правителей». Окончив краткую речь свою, Апостол научил их слову жизни, и они
приняли от него святое крещение.
Недалеко от Никеи было место, которое служило жилищем духов нечистых,
постоянно искавших жертвы; ибо здесь стоял идол Артемиды, и никто не мог к нему
приблизиться; блаженный Андрей, вооруженный духовным мужеством, вместе с учениками
своими, посетил оное и там переночевал. Нечистые духи не могли вынести
присутствия Апостола, превратились в плотоядных воронов и улетели, восклицая
плачевным голосом: «О, Иисус Назарянин! велика язва сия нас постигшая, ибо
ученики твои гонят и преследуют нас ». Блаженный Андрей сокрушил идола, и на
том самом месте водрузил животворящий Крест.
На другом месте, недалеко от селения Давкома, лежавшего на левой стороне
Никеи, находился змий, чреватый демонами и почитаемый за божество безумным народом.
Здесь же стоял скверный идол Афродиты, которому народ приносил жертвы. Апостол Христов,
силою своей молитвы, прогнал змия и злых духов, и, возвратившись в Никею,
поучал народь и исцелял больных.
В ночное время восходил он на холм, называемый Клидосом, и, подобно Учителю
своему, Который часто молился на горе, всю ночь проводил в молитве, прося Бога
о успехах проповеди. Господь же, творящий волю боящихся Его, благоволил обратить
неверных следующим образом:
У язычников был праздник, по случаю которого собирался весь народ. Все
приносили жертву идолам и потребляли ее сами. Во время жертвоприношения, бесы
овладевали людьми с такою силою, что одержимые ими пожирали друг друга.
Страждущие спешили к холму, обрели на нем Блаженнаго и умоляли его избавить их от
жестоких мучений.
Апостол Христов стал среди народа и немедленно укротил, посредством крестного
знамения, тех, которые сами себя терзали. С возвышенного места поучал он народ истинам
Божественного разума, укорял их в том, что доселе, по жестокосердию своему, не
покорялись слову. Таким образом св. Апостол обнаружил все ничтожество идолов и
открыл народу, что демоны, за привязанность к ним, платят одним только злом.
Тогда слушающие уразумели силу проповеди. Апостол же на каждого из них возлагал
руки и исцелял от всех недугов, отпуская с миром. На другой день было еще
стечение народа; св. Апостол стал на обычном своем месте, приветствовал его
словами: «Мир вам …», все единогласно ответствовали: «и духу твоему». Он начал говорить
о том, как сотворил Бог Адама, как первый человек за непослушание был изгнан из
рая; доказывал из писаний пророческих, что Иисус Христос, пришедший на землю
спасти мир, есть Сын Божий. Далее говорил о крещении и, посредством возложения
рук, исцелял больных, отпуская же их, приказал собраться и на другой день.
Когда они собрались, св. Апостол, опершись на железный жезл свой, начал благовествовать
о Святой Троице, о промысле Божием, воплощении Христовом, Его крестной смерти и
воскресении; о вознесении и сидении одесную Отца, о славном втором пришествии и
воздаянии каждому по делам его.
По окончании беседы, народ воскликнул: «истинно ты ученик и друг благого и милостивого
Бога; и Святый Дух говорит твоими устами». Апостол пребыл среди них два года,
отпадших обращал, погибших обретал, больных исцелял, изгонял бесов, разрушал капища,
созидал церкви, рукополагал священников, обновлял всех св. крещением.
Находившуюся там синагогу еврейскую разрушил, и на ее месте построил церковь во
имя Пресвятой Богородицы, а человека некоего доблестнаго и благочестиваго, по
имени Драконтия, поставил епископом, который в последствии удостоился и
мученического венца, месяца мая в 12-й день.
Первозванный Апостол Христов из Никеи отправился в город Никомидию, где встретили
его верные, наученные им слову жизни, у которых и остался несколько дней,
утверждая их в вере учением и чудесами. Там воскресил он некоего Каллиоста,
умерщвленнаго яростию бесовскою. Оттоле отправился водою в вифинийский город Халкидон
и поставил там епископом Тихика, одного из учеников своих. Потом посетил Ираклию
и Амастриду, город обширный и великолепный, в котором оставался долгое время.
Там просветил он многих светом Божественной мудрости, и поставил епископом Пальма,
человека знаменитаго словом и делами, о котором говорят жители сего города, что
он написал много Божественных поучений, но, впоследствии времени, пожар,
истребивший город, истребил и дом, в котором хранились его писания, и тем лишились
мы великой духовной пользы.
Из Амастриды [2] Апостол отправился рекою, Парфением называемою, в город
Харакон, который окружен двумя реками: с южной стороны, так называемая, река
Лик, или Волк, по вредной быстроте ее течения, а с северной река Лусия. Обе сии
реки соединяются вместе и образуют Парфен, реку глубокую, широкую и удобную для
судоходства. Здесь, в особенности в летнее время, бывало большое стечение
народа.
Св. проповедник Христова Евангелия начал возвещать слово истины, обращая
многих. Для верных он избрал место молитвы и воздвиг знамение животворящего
Креста, а в последствии жители соорудили церковь во имя Апостола, с изображением
на стене его образа, совершенно сходнаго с подлинником, при котором совершаются
многие чудеса и до ныне. В последствии первая церковь разрушилась, но
Боголюбивые жители воздвигли новую еще больше первой.
По окрещении обитателей Харакона и утверждении их в вере, славный Апостол отправился
в город Синоп. Там обрел несколько учеников своих, прежде просвещенных, и
остался у них.
В этом городе было множество иудеев, как мы сказали выше. Узнав о прибытии
Богоноснаго Андрея, который еще прежде отверз двери темницы и освободил из оной
всех заключенных, они собрались и с гневом напали на святого, намереваясь
предать огню самый дом, в котором он жил; его влачили по улицам, жестоко били
камнями и палками, терзали его тело. Один из них, человек с зверским духом,
укусил палец Апостола и за это жители Синопа доселе называются перстоедами.
Пораженный жестокими язвами, св. Андрей брошен был, как мертвый, вне города. В наступившую
ночь явился ему Господь Иисус Христос, и говорил: «Встань, избранный мой и
первозванный ученик! Спеши в город с дерзновением без всякого страха, Я с тобою».
Сказав сие, Господь исцелил уязвленный палец его и вознесся на небо. С рассветом
Апостол снова явился к жителям города, без страха поучал и проповедывал Христа.
Они же, видя столь удивительное терпение и кротость, с какою умолял их о принятии
слова, смягчились и со вниманием стали слушать толкования писаний о Иисусе
Христе, в Которого наконец и уверовали.
В это «время, некто умерщвлен был рукою убийцы и брошен в яму. Жена убитого
горько плакала над трупом, а народ искал убийцу, но не находил его. Апостол,
сжалившись о несчастной, сотворил молитву и воскресил мертвого. Видя столь
дивное чудо, многие уверовали.
Так возрастало число верных. Апостол некоторых из них посвятил во священники
и диаконы, научил их совершению литургии и другим молитвам и, преподав благословение,
отправился к берегам Понта, посетил село, называемое Залихон. Жители Амасии с радостию
встретили Апостола и после приветствий ввели его в город и водворили в том же
доме, в котором жил он прежде; ибо сей город давно уже просвещен был Апостолом.
Отселе отправился в мингрельский город Трапезонт, где, как я сказал выше,
обитали люди безрассудные, а потом посетил Неокесарию, жителям коей, по
обыкновению, проповедывал слово Божие, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго
Духа.
Оставив Неокесарию, Апостол проходил многие места, везде распространяя слово
Божественного разума, и наконец достиг до обширного города Самосата, лежащего
на границе Парфян или Армении, где обитало множество армян, греков, и
идолопоклонников. Жили здесь и философы, которых мнения противоречили проповеди
Апостольской. Но учитель Божественной мудрости сказал им следующее: «Вы рассмотрите
сами беспорядочную жизнь ложных богов ваших, как они враждуют друг против друга.
Истинный Бог один. Он благ и делатель добра, и источник мира. Рассмотрите, кто
творец четырех стихий и кто образовал из них видимый мир. Подумайте, кто
распределил планеты и звезды, и дал им правильное всегдашнее течение? Они не
двигаются сами по себе, ибо бездушны, но волею Творца их. Направьте стопы ваши
на путь истинный, на путь искони избранного и проповеданного пророками, Который
напоследок явился нам, примирил землю с небом и дарует милость исповедующим Его.
Познайте Владыку, благого Бога истинного, Иисуса Христа, именем Которого, как вы
ныне видите, мертвые восстают, бесы бегут, а болезни и страсти упраздняются».
Сими и подобными наставлениями, долгое время Апостол поучал их; многие уверовали и крестились во имя Святой Троицы.
Из Самосата Апостол отправился в Иерусалим, для празднования Пасхи вместе с Пресвятою Богородицею. По совершении праздника, Апостол вышел из Иерусалима, в сопровождении Симона Кананита, Матфия, поставленного на место Иуды Искариотского, и Фаддея, в город Едесс. Там остался Фаддей, у владетеля Авгаря, которому послан был нерукотворенный образ Господа нашего Иисуса Христа, чудодейственною силою возвративший царю здравие телесное и душевное. Блаженный Андрей с остальными спутниками посещал города и села. Они везде поучали народ и творили чудеса; наконец достигли до земли Карталинской, прошли часть земли Тиулетской до реки, называемой Чорохи, беспрестанно проповедуя Христа Спасителя.
Апостолы посетили Сванетию, в княжение некоей жены, которая приняла их проповедь. Здесь остался Матфий с прочими учениками, а великий Андрей с Симоном отправился в землю Осетинцев и достиг города, Фостофором называемого, где они после дивных чудес обратили и просветили многих.
Оставив Осетию, они посетили Абхазию и остановились в городе Севасте, называемом ныне Сухумом, жители которого приняли слово Божие. Блаженный Андрей в сем городе оставил Симона Кананита с прочими учениками, а сам отправился в землю Джигетов. Обитатели этой страны Джиги были жестоки сердцем, погружены в делах нечестия, и по этому они не приняли проповеди Апостола, а искали случая умертвить его; но благодать Божия сохранила его. Блаженный, видя их грубость, жестокосердие и непреклонность, удалился; посему Джигетцы до сего времени остаются в неверии. Отселе отправился Апостол Христов в страну, называемую верхним Суадагом [3], ныне необитаемую; жители ее с радостию приняли проповедь Апостола и уверовали в Иисуса Христа.
Спустя несколько времени, Апостол посетил приморский (Евксинского понта) город Босфор, лежащий близь земли Тавро-Гуннов. Здесь указывают гроб, с надписью имени Симона Зилота; могила же Симона Кананита находится в городе Никополе, лежащем между Абхазиею и Джигетиею.
В Босфоре, Апостол своею проповедью многих обратил в христианство и утвердил в вере. Из Босфора отправился в Феодосию, город обширный и многолюдный, управляемый в то время правителем по имени Савроматом. Ныне он в развалинах и безлюден. Малое число из жителей сего города уверовали в Спасителя, посему Апостол оставил его и удалился в город Готов, Херсонес, где обитали люди грубые и неверные. Он пробыл у них долгое время, обращая их к вере.
Оставив Херсонес, Апостол в другой раз посетил Босфор, утверждая жителей в вере; а отсюда Черным морем отправился в город Синоп. Здесь приветствовал просвещенных верою, дал им епископом одного из учеников своих по имени Филолога, посетил многие приморские города и селения, и основанные им церкви, и достиг Византии. В знаменитом городе Хрисополе, или Золотограде, он поставил епископом Стахия, одного из семидесяти учеников, прошел Византию, а в местечке называемом Акрополисом построил церковь во имя Пресвятой Богородицы, которая доныне находится вблизи врат городских, называемых Авгенопом, а самая церковь называется Армасоном.
Отселе отправился в фракийский город Ираклию, и, оставаясь там долгое время, посеял семя Божественнаго ведения. Посещая города Македонии, он проповедывал, поучал, утешал и исцелял больных, крестил и утверждал в вере во Христа, созидал церкви, посвящал священников и беспрестанно наставлял на путь истинной жизни. В Фессалоникии Апостол оставался долго, поучая народ и утверждая верующих, наученных св. Апостолом Павлом. Из Фессалоникии отправился в Пелопонис, посетил ахайский город Патры и остановился у некоего Сосия. Он нашел его на смертном одре, и исцелил. В том же городе увидел еще человека, одержимого жестоким недугом и лежавшего на навозной куче. Апостол сжалился над ним, подал ему руку, и именем Христовым воздвиг его.
Весть о сем славном чуде распространилась по городу. Все говорили о пришельце, который именем некоего Иисуса исцеляет больных, воскрешает мертвых и изгоняет духов нечистых. Весть сия дошла и до Анфипата, именем Лезвиоса, человека, одержимого духом идолопоклонства. Лезвиос внушал народу, что пришелец тот волхв и льстец, и что непростительно верить словам его, и вознамерился убить Апостола. Но, когда размышлял о сем, ночью явился ему ангел и грозным голосом сказал: «ты почто умышляешь злое на человека, именуемого Андреем, и хочешь умертвить его? Ты отвергаешь Иисуса Христа, Которого он проповедует. Но вот рука Господа, разгневанного на тебя. Ты будешь расслаблен дотоле, пока научишься от него истине». После слов ангельских, Лезвиос поражен был невидимою язвою; он лишился дара слова и рассудка. Но как скоро пришел в себя, почувствовал совершенное расслабление. Тогда, призвал воинов своих и умолял немедленно отыскать и привести человека-странника, для исцеления его от тяжкой болезни. Воины в скорости нашли блаженнаго Андрея, и представили Анфипату, который умолял его горькими слезами, говоря: «О, человек, пришлец и проповедник Бога инаго! помилуй меня заблужденнаго и чуждаго истины, простри руку помощи и исцели меня от язвы сей, и открой, мне двери разумения». Ученик же благого Владыки сжалился над ним, возложил руку на расслабленное тело его, возвел очи на небо, и произнес следующую молитву:
«Господи Иисусе Христе! Боже истинный, Сын Единородный безначальнаго Бога! Сущий прежде века, и на последок дней пришедший на землю, для спасения людей! Сотвори милость с сим рабом Твоим; исцели его от телесных и душевных недугов, и удостой его быть Твоим служителем; соедини его стаду Твоему, дабы и он проповедывал славу Твою». Сказав это, Апостол взял за руку больного и, подняв его, исцелил от недуга.
Тогда Лезвиос исповедал Бога и сказал Апостолу: Истинен Бог, которого ты проповедуешь. Отныне я раб Его и твой ученик, со всем моим семейством, и верую в Пославшего тебя». Св. Апостол ответствовал: «Ежели ты так пламенно веруешь в Господа нашего Иисуса Христа, то Он и даст тебе уразуметь Себя». Так уверовал Анфипат, о исцелении которого радовался весь народ. Жители стекались со всех сторон, и были свидетелями чудес, совершаемых Апостолом. При виде исцеления жестоких болезней посредством молитвы, объятые чувством удивления, вопияли громогласно: «Велик Бог, Которого проповедует пришлец Андрей!» Потом устремились на идольские капища, разрушая и сожигая их, и все единодушно прославляли Бога. Анфипат Лезвиос душевно радовался и усердно вспомоществовал людям во всех их добрых начинаниях.
Слух о распространении проповеди Апостольской достиг до императора Нерона. По его повелению, сменен был Лезвиос, и прислан другой правитель. Обрадованный Лезвиос, с радостию обратился к блаженному Андрею, говоря: «Благой мой наставник! Отныне я с большею ревностию готов служить Господу; ибо я свободен от суетных земных занятий и славы: прими меня, Апостол Христов!» С тех пор, оставив все дела мирские, он повсюду сопровождал св. проповедника. Около сего времени, Андрей видел следующее сновидение: является ему Иисус Христос и говорит: «Андрей, избранный Мой! Возложи руки на Лезвиоса и сообщи ему благодать твою, а сам возьми крест твой, и спеши в Патры; — ибо скоро оставишь мир сей, для получения уготованного тебе венца». Проснувшись, Апостол разсказал о видении ученикам своим, а сам, по повелению Господа, отправился в Патры.
По отставлении Лезвиоса от должности правителя, занял место его некто Егеат — человек, проникнутый духом идолослужения. Жена его Максимилла, слыша о чудесах, совершаемых Апостолом Христовым, отправила к нему верную рабыню свою, по имени Ифидамию, женщину рассудительную, чтобы более удостовериться в истине распространившегося учения. Ифидамия пришла в дом Сосия, у которого жил Апостол. Здесь она услышала то высокое благовестие, которое так сладостно исходило из уст его, и, возвратившись к госпоже своей, рассказала ей обо всем, что видела и слышала.
Спустя несколько дней, жена Анфипата заболела смертною болезнию и была оставлена всеми врачами. В минуту отчаяния, она вспомнила о Андрее, и призвала его. Апостол явился и нашел больную в отчаянии, а мужа ее в совершенном ожесточении. Он держал в руках мечь, готовый умертвить себя, тотчас после смерти жены. Апостол сказал ему голосом, исполненным кротости и любви: «Вложи меч твой в ножны, и призови Господа, Бога неба и земли; веруй во имя Его, и ты спасешься с женою твоею». Анфипат стоял как окаменелый, ничего не отвечая. Ревностный же ученик Врача душ и телес возложил руку на главу страждущей жены, и жестокое воспаление вдруг оставило ее. Она потребовала пищи, по принятии коей, встала с одра здравою, славя Бога. Многие из видевших столь дивное исцеление уверовали в Господа.
Некоторые умоляли его идти на пристань, где лежал прокаженный, человек, некогда знаменитый родом и богатством. По причине зловония никто не приближался к нему, а только издали бросали ему хлеб, как бы псу. Весь народ принимал участие в его страданиях, но никакой врач не мог исцелить его. Ученик милостивого Владыки, услышав о том, поспешил к больному и, не страшась его зловония, сказал: «я пришел исцелить тебя благодатию Господа нашего». После сих слов, больной воспрянул, сбросив с себя рубище, проникнутое смрадом и червями. Апостол повел его к морю, и, сотворив молитву, погрузил в воду. Страждущий вышел из ней совершенно здравым, без всяких признаков долгой болезни. Апостол обратился к изумленным жителям и приказал им снабдить несчастного одеянием; но исцеленный обнаженным бегал по всему городу, дабы все видели, от какой мучительной болезни он исцелился, и восклицал: «Благодарю Тебя, Господи, Боже мой! Ты сотворил милость, и всеми оставленного утешил; Ты призрил меня, и обновил истлевшего. Слава Тебе, Владыко страшный!»
Жители города Патры со всех сторон стекались и обращались к Апостолу. Он же поучал их слову жизни и благодати, вере правой и заповедям Божиим; а приходящих к нему больных, какими бы они ни были одержимы болезнями, исцелял посредством возложения рук.
Жители, озаренные светом истины, разрушали капища и сокрушали идолов, были ли они золотые, или серебряные, каменные или деревянные; книги языческой мифологии сожигали, и большие пожертвования полагали к ногам блаженного Апостола. Ученики его снабжали ими нуждающихся вдов и сирот, а некоторую часть употребляли на сооружение и украшение церквей, сами довольствуясь самою малою пищею. Апостол заповедал всем читать книги Ветхого и Нового Завета и почитать священников и диаконов, которых рукоположил. Он предложил верным, построить большую церковь, что и было исполнено ими со всею ревностию и усердием. По окончании строения, Апостол велел росписать стены храма изображениями, взятыми из повествований книг Ветхого и Нового Завета, как свидетельствуют жители сего города.
Анфипат Егеат, после дивного исцеления жены его, отправился в Рим повидаться с императором Нероном. Там жил брат Егеата, именем Стратоклис, который, испросив у императора позволение оставить звание Философа, прибыл в Патры, в сопровождении верного раба своего, по имени Алкмана. В Патрах раб сей впал в болезнь, будучи одержим злым демоном. Стратоклис, видя его страждущим жестоко и в бешенстве терзающим собственное тело, сердечно о нем сокрушался. Но когда узнал хот жены брата своего Максимиллы, как она сама была избавлена от смерти блаженным Андреем, Стратоклис умолял ее призвать к себе Апостола Христова. Максимилла послала к нему верную рабу свою Ифидамию. Блаженный Андрей явился в преторию и об явив всем, что в этом доме обитает нечистый дух, прямо обратился к страждущему юноше, при котором находился и Стратоклись. Рабы Стратоклисовы, видя рубище Апостола, приняли его за человека простого, нестоящего уважения, и принуждали удалиться, но некоторые из граждан, которые знали его, заставляли их молчать. Максимилла же, услышав о прибытии Апостола, с поспешностью вышла на встречу и поклонилась ему. Апостол, после обычного приветствия, сказал ей: «Вот сколько здесь волхвов и чародеев собрано около юноши и не оказывают ему никакой помощи; почему же они не изгоняют злых духов ? Потому что они свойственники в друзья им; а я, именем Господа моего, исцелю его». Сказав это, он начал молиться: «Господи, Иисусе Христе, всегда приемлющий моления рабов Твоих! Прими ныне молитву мою, изгони беса и исцели юношу, во славу святаго имени Твоего». Потом сказал злому духу: «Именем Господа моего Иисуса Христа повелеваю тебе, дух нечистый, оставить юношу и град сей, избегая и стран, оглашенных проповедию братьев моих, Апостолов Господа Иисуса Христа». Вдруг страшным голосом воскликнул демон: «Человек Божий! По приказанию твоему удаляюсь». После сих слов юноша пал, как мертвый, Апостол поднял и возвратил его господину.
Свидетели столь славного чуда — Стратоклис, Максимилла и Ифидамия, уверовали в Господа; а исцеленный Алкман и многие другие умоляли Апостола удостоить их св. крещения. Блаженный совершил над ними св. таинство; они же постоянно находились при Апостоле и учениках его, которые наставляли их в правилах веры и добродетели. Достохвальный Апостол внушал им, чтобы они мало думали о тленной плоти, а более постились бы, постоянно заботясь о сохранении тела в чистоте; благодетельствовали бы нищим; ненавидели корыстолюбие, многоглаголание, ложь; и всегда благодарили Бога.
Около сего времени прибыл из Рима Анфипат Егеат. Жена его Максимилла отказалась разделять с ним брачное ложе, извиняясь нездоровьем, но тайно исполняя заповедь о чистоте. Такой поступок жены удивил Анфипата; но он не долго оставался в недоумении. Один из рабов сказал ему, что брат его, жена и многие другие уверовали в Бога Андреева и приняли христианство.
Весть сия исполнила гневом беззаконника. Он приказал заключить в темницу Христова проповедника, как некогда Ирод Иоанна Крестителя, а жене сказал: «оставь учение старца-пришельца и будь госпожею всего моего имущества; если же не хочешь, я велю распять пришельца и убить тебя». Максимилла, не обращая никакого внимания на угрозы мужа, постоянно думала о учении Апостола, которому, во время тайных свиданий, сообщала о замыслах Егеата. Апостол же, укрепляя ее в вере, говорил: «храни всегда страх Божий и заповеди Его, терпи все случившееся с тобою, ради имени Христова, и ты получишь вечную радость; а мое распинание на кресте есть величайшая для меня радость. Пострадать так, как пострадал Господь, и быть постоянно с Ним, — это мое единственное желание».
Подобные слова более одушевили и укрепили Максимиллу, Она явно об явила мужу, что уже христианка и потому более не хочет осквернить себя нечистотою, и не боится временной смерти, как учил ее Апостол Христов.
Слова жены привели в ярость уже разгневанного мужа. Он устремился в темницу, собственноручно заключил ее двери, приложив к ним печать, и строго запретил стражам кого-либо туда пускать. Ночью Стратоклис, Максимилла и вся братия подошли к темнице. Апостол, узнав о посещении их, осенил крестным знамением двери, и Они отверзлись сами собою. Изумленным и ужаснувшимся стражам он сказал, голосом сильным, но кротким: «не бойтесь! Анфипат не узнает о сем ». Темница, освященная посетителями, более походила на церковь. Апостол, после божественных поучений, потребовал хлеба и вина для литургии, совершил таинство Евхаристии и приобщил всех пречистого тела и крови Владычних. Стратоклиса рукоположил во епископа, а других во священники и диаконы и заповедал им совершать литургию со страхом и благоговением. Он преподал им правила для чтения псалмов и различных молитв и, облобызав их, отпустил с миром. Двери же темницы, силою крестного знамения, опять затворились.
Злочестивый Егеат, раздраженный отказом жены своей, искал случая погубить ее; но, опасаясь мщения родителей ея, излил весь яд злобы своей на Богоноснаго Андрея. Он предал его воинам, и, как некогда Пилат — Иисуса Христа, осудил на распятие.
Блаженный Апостол, еще издали увидев крест, воздвигнутый для него, радостно к нему устремился, и, став пред ним на колена, произнес сию хвалебную песнь:
«Радуйся всечестный Крест! С веселием предстою тебе. Радуйся животворящий Крест! Я знаю тебя — мою надежду, знаю чудеса твои, для которых ты насажден на земле, дабы восстановить падших и укрепить колеблющихся. Радуйся Крест честный, глава которого касается небес, прообразуя тем Главу всех Бога-Слова! Средина твоя, на подобие рук, распростерта, чтобы сокрушить силу вражию и рассеянных совокупить во едино; а подножие твое утверждено во глубине земли, дабы сидящих в преисподней возвести на небо. Радуйся всечестный Крест, сокрушитель силы демонской!
Радуйся древо жизни, насажденное на земле, плоды которого суть сокровище неба! Радуйся преславный Крест, сладчайший именем и делами!
Радуйся Крест достопоклоняемый, принявший на себя моего Владыку, подобно виноградной лозе, гроздием отягченный. Радуйся Крест благословенный, спасший разбойника, и даровавший ему плоды исповедания! Радуйся всехвальный Крест, — ты, который приводишь к Богу всех достойных уверовать в Него».
«Приидите, свидетели моей радости; исполнители воли Егеата, исполните волю обоих. Распните агнца, принесите в жертву Творцу сотворенного Им, а дух мой Давшему его мне».
По окончании сего песнопения, распинатели приступили к Апостолу, чтобы простерть его на кресте. Руки и ноги, по приказанию Егеата, не были пригвождены, а только привязаны вервиями, с тою целью, как думал нечестивый правитель, чтобы продолжительностию мучений одолеть твердость Апостола.
Народ с благоговением взирал на мученика, который, раскрыв уста, так поучал его: «Неприлично страшиться смерти тем, которые подвизаются в этом мире. Они достигают вечного успокоения. Рабы греха спешат на казнь. Братья! возлюбите искренно веру во Отца, Сына и Святаго Духа, храните заповеди Господа Иисуса Христа, и тем явите себя достойными вечного блаженства».
Прошел день, прошла ночь, а из уст Апостола непрерывно истекали слова любви и утешении. Достойный Стратоклис приходил к Апостолу, с желанием снять его со креста; но он отказал ему, и, оставаясь на кресте четверо суток, постоянно поучал народ сильным словом. Лице его не изменялось, голос не ослабевал, вздохи не вылетали из его сердца, глаза не увлажались слезами; но лик его, полный благодати божественной, озарен был небесным светом, Народ ублажал его, славя Бога, прославившего раба Своего, и милующего всех, уповающих на Него.
Жители окружили судилище, на котором сидел Егеат, и громогласно проклинали его; ибо он столь невинного и добродетельного человека осудил на жесточайшую смерть.
Нечестивый правитель, видя, что ожесточенный народ готов покуситься на жизнь его, ужаснулся, и произнес слова, исполненные лести: «я погрешил и раскаиваюсь; иду сам снять его со креста». И, действительно, пошел к мученику; но блаженный Апостол, видя его, громко к нему воззвал: «О, Егеат! Зачем ты пришел ко мне? Я далек от тебя. Для чего лицемеришь, будто намерен снять меня со креста, и принести раскаяние? Я далек от тебя; ибо сердце твое объято лукавством, а не раскаянием. Ты напрасно ищешь случая освободить меня: я давно свободен. Меня любит и милует Избавитель мой. К Нему спешу, — иду к Тому, Кто открыл мне дела твои, и сказал: не принимай приношения от Егеата, и не страшись его гнева».
Сказав это, Апостол возвел очи к небу, хваля Бога. В последний раз со креста благословил он братьев своих, и скончался с миром, предав дух свой Господу, ноября 30 дня.
Кончина славного Апостола оплакиваема была всеми. Достойный епископ Стратоклис и раба Господня Максимилла сняли святое тело со креста и, помазав ароматами, погребли его с великою честию.
Нечестивый Егеат, мучимый совестию за неправедную казнь Апостола Христова, и снедаемый скорбию о потере жены своей Максимиллы, впал в мрачное уныние и в припадке сумасшествия бросился в пропасть. Стратоклис, брат его, не захотел наследовать его имуществу, говоря: «Егеат! все твое да исчезнет вместе с тобою, а наследием моим да будет единый Господь, Которому я предал себя». Максимилла также не коснулась богатства мужа своего, а с верною рабынею своею Ифидамиею, во все продолжение жизни своей, находилась при гробе св. Апостола Андрея. Стратоклис и Максимилла часть из собственного имения раздали нищим, а другую определили для сооружения церквей. Долговременна была благочестивая жизнь их, и кончина тихая, блаженная. Со дня преставления Первозванного Апостола Христова, беспрестанно совершались великие чудеса. Все страждущие, с верою прибегавшие к святому гробу его, исцелялись во славу Бога и в честь Его Апостола.
Теперь расскажу о перенесении св. тела Апостольского в город Константинополь, чтобы все ведали, как это совершилось, и где оно погребено.
По прекращении гонения против христиан, бывшего в царствование Диоклитиана и Максимилиана, Максимина и Максентия, истребленных небесным гневом, свет мира излился на церковь Христову. Благодатию Святаго Духа является благочестивый, равноапостольный царь, Константин великий. По его повелению, все верные исповедники Христа получают свободу и возвращаются из заточения; явным делается исповедание имени Иисуса Христа и распространяется христианство по всей империи; воздвигаются церкви, умножаются архиереи, и благими делами исполняется весь мир. Наконец мать царя, благочестивая Елена, обретает честный и животворящий Крест Господень.
По смерти Константина Великого, воцарился сын его Константий. Он построил великолепную церковь во имя св. Апостол, в новом Риме — Константинополе, с тою целию, чтобы положить в нее св. останки мужей Апостольских, которых благодать охраняла бы город.
Он призвал Артемия, человека славного между всеми правителями, который в последствии, при отступнике Иулиане, удостоился светлого мученического венца за исповедание имени Христова.
Артемий был сын знаменитого вельможи, исполнен разума и добродетели и почтен любовию царя Константина и сына его: «Спеши, — сказал ему Константий, — в ахайский город Патры, и с честию перенеси сюда останки всехвальнаго Апостола Андрея, да почиют в воздвигнутой мною церкви». Доблестный Артемий немедленно отправился в Патры. Там, у гроба Апостола, проведя всю ночь в бдении и песнопениях, он наконец открыл раку и вынул из нея св. мощи. Пришествие блаженного Артемия в Патры почтено было самим Апостолом; ибо он не препятствовал ему перенести земные останки свои в Константинополь. Артемий, по тем мученическим подвигам, которые должен был совершить в последствии, достоин был такой чести.
Когда вынул он сокровище мощей из гроба с подобающею честию, жители окрестных городов со свечами и кадильницами выходили на встречу святыни и провожали ее с пением. За вратами царственнаго города, благочестивый царь с архиереями и синклитом, имея в руках зажженые свечи и кадильницы, встретили Апостола Христова. Духовные и миряне, юноши и девы, старцы и дети, все единогласно воспевали и лобызали раку страдальца.
Столб истины, твердыня веры и верных, сокровище вожделенное, честнейший паче всякого камени честна, злата и жемчуга, храм Бога живаго, тело св. Апостола положено было в алтаре между двумя гробницами — евангелиста Луки и Тимофея, проповедника истины, которых останки перенесены были тем же Артемием, еще при жизни царя Константина, первый с места его кончины, а Тимофей из Ефеса, где он был рукоположен во епископа.
За перенесение св. мощей и усердную службу, Артемий почтен был царем Константием высокою славою, облечен властию правителя города Александрии и всего Египта. А от вечного и бессмертного Владыки ему дана свыше честь вечная и непреходящая, он удостоен славы невечерней, царства бесконечного и лицезрения Христа Спасителя, Которому слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, всегда и ныне, и во веки веков. Аминь.
Святый Апостол Христов, Андрей Первозванный! Ты, который сказал первоверховному брату твоему Петру: мы обрели Мессию, предсказанного пророками, Христа Назорянина, Спасителя мира, — и немедленно последовал за Ним, — ты будь защитником и покровителем писателя сей книги, недостойного иеромонаха Романа, и сохрани его от всякого смертного греха. Аминь.
Примечания:
[1] В Пафлагонии, приморский город, на перешейке полуострова, нередко был столицею Понтийских царей.
[2] Амастр (Amastris) в 90 стадиях от устья реки Парфения на мысе.
[3] В 35 верстах от Владикавказа, в Осетии существует и ныне аул Суадаг.
По изданию: Житие святаго Апостола Андрея Первозваннаго (Перевод с
грузинской рукописи Давидгареджийскаго монастыря). // Журнал «Христiанское
чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». – 1869 г.
Перевод со старорусского.
Перевод со старорусского.